Праздники Израиля

Пурим

Пурим — это важный праздник спасения еврейского народа. Отмечать его начинают вечером, как и любой другой иудейский праздник, ведь, согласно этой религии, именно закат солнца возвещает новый день.

Название «Пурим» происходит от аккадского слова «пур», что означает «жребий». По книге Эсфири, которая входит в Танах и Ветхий Завет, царедворец персидского царя Аман методом жеребьевки выбирал месяц, когда постарается истребить евреев.

В праздник происходит публичное чтение по свитку Эсфири. Когда произносится имя Амана, все начинают свистеть, топать и шуметь трещотками. Так евреи показывают сильнейшую ненависть к воплощению антисемитизма. Эта традиция уходит корнями к обычаю 13-го столетия, когда ударяли парой камней, где начертано имя Амана, до тех пор, пока надписи полностью не сотрутся.

Другая традиция Пурима — карнавализированный спектакль, который в период праздничной трапы исполняет один либо несколько актеров. На трапезе обязательно присутствует печенье с повидлом либо маком, сделанное в форме треугольника. Его называют «уши Амана» либо «гоменташн», что в переводе означает «карманы Амана». Кроме того, в Пурим угощают друг друга сладостями и раздают деньги тем, кто в них нуждается.

Песах

Еврейская Пасха (Песах) — важнейший праздник, посвященный освобождению иудеев от рабства в Древнем Египте. Стартует 14-го числа месяца нисан и отмечается на протяжении недели в Израиле и 8 дней — за пределами государства.

Подготовительные мероприятия начинаются после завершения Пурима. Все наводят порядок в своих жилищах, в том числе утилизируя хамец — так называются продукты, которые прошли через брожение (пиво, хлебобулочные изделия и др.) Разрешается употреблять лишь мацу — пресные хлебцы.

В 1-й день подлежат запрету любые разновидности труда. В синагоге проходит праздничная служба.

Седер (торжественный ужин) проводится в 1-й и 2-й дни. Приглашаются родные, друзья, а также те, кто нуждается в поддержке и внимании.

На столе непременно присутствуют 6 яств:

  • марор — горькая зелень;
  • хазерет — перетертый хрен;
  • карпас — любые виды зелени;
  • зроа — жареное мясо с костью;
  • бейца — отварные яйца;
  • харосет — орехово-яблочная смесь.

Каждый иудей выпивает 4 бокала вина, символизирующих обещания, данные Господом евреям, 5-й оставляют для пророка Элияха. В завершение седера съедают маленький ломтик мацы.

День памяти

День памяти отмечают 4-го ияра. В это время вспоминают еврейских солдат, которые погибли на войне либо при исполнении обязанностей, полицейских, жертв террористических актов.

По всему Израилю проводятся траурные мероприятия, в которых принимают участие военные и политики. Основная церемония проходит у иерусалимской Стены Плача, где до половины приспускают флаг страны.

День памяти стартует накануне в 8 вечера с минуты молчания, которая сопровождается 60-секундной сиреной, раздающейся по всему Израилю. Жители встают и молчат. Абсолютно всё и все замирают в эти 60 секунд. К вечеру флаг возвращают в исходную позицию.

День независимости

День независимости — важнейший праздник в стране, который отмечается ежегодно в память о провозглашении государства Израиль.

Война, которая длилась на протяжении 15 месяцев, забрала больше 6 тысяч человек. На следующий год израильский парламент принял закон о Дне независимости, приходящемся на 5-й день ияра.

В праздничные дни в израильских городах и селениях проходят общественные гулянья. Везде на импровизированных сценах проходят выступления хоров, ансамблей, музыкальных коллективов. Это единственный официальный нерабочий день в стране, когда работает муниципальный транспорт, а жители, которые соблюдают иудейские обычаи, могут ездить в авто и зажигать огонь. В израильских синагогах проводится чтение особенных молитв, в частности такой, как «Галель».

Шавуот

Шавуот проводится в честь дарования Торы евреям. В 1-ю ночь праздника не ложатся спать, а посвящают ее изучению священной книги. Жилища и синагоги, как правило, декорируют зеленью, фруктовыми и цветочными композициями. В синагогах проходят чтения о даровании Торы и 10 Заповедей на горе Синай.

Помимо того, проводится чтение книги Рут, поскольку тамошние события разворачивались именно в Шавуот. Рут, которая приняла иудаизм, сделалась прабабушкой царя Давида (говорят, он появился на свет как раз в данный праздник), поскольку есть обычай чтения псалмов о его справедливости, мужестве и самоотверженности, а также посещения могил царей из дома Давида.

В трапезе непременно присутствуют изделия из муки и молока: творог, сыр, сметана, вареники, пироги, блины. Дело в том, что после дарования Торы евреи в неукоснительном порядке стали соблюдать кашрут (это еда, которую можно употреблять), однако не были готовы шхиты (правила резки скота), так что по возвращении от горы Синай иудеи ели только продукты, содержащие молоко. С того времени на Шавуот употребляют молочные продукты.

Рош-а-шана

Рош-а-шана посвящен сотворению мира. Он олицетворяет наступление нового года. Считается, что в данное время Всевышний отмечает в Книге жизни, какая участь ждет каждого человека в грядущем году.

В данный период иудеи анализируют собственные деяния, совершенные за предыдущие 12 месяцев, и готовятся к новому году. Думая о грядущем, они молят о счастье, здоровье, гармонии.

Рош-а-шана отмечается в 1-й и 2-й дни месяца тишрей. Празднуют его по всей стране. Евреи преподносят друг другу презенты, поздравляют близких, которые находятся на расстоянии от них. Все собираются за столом, украшенным традиционными праздничными яствами. Среди них особенно много блюд, которые символизируют пожелание удачного, плодотворного года.

Исходя из местных обычаев возможны разные вариации блюд, однако практически повсеместно подают:

  • голову рыбы либо барана — чтобы занимать главенствующую позицию;
  • кружки морковки — нарезанный таким образом овощ должен вызывать ассоциации с золотыми монетками;
  • рыбу — знак плодородия;
  • халу (сдобный хлеб) с изюмом — чтобы не было болезней;
  • фрукты, овощи — для богатого урожая;
  • яблоки с медом — чтобы год был насыщен приятными событиями.

А еще все непременно желают друг другу добра, света, душевного тепла.

Йом Кипур

Йом Кипур — день искупления грехов и Высшего суда. Только в этот день иудеям дозволено заниматься исключительно исследованием собственных деяний и мыслей.

Молитва Кол-Нидрей является символом праздника. Ее троекратно пропевают вслух. Несомненно, этому поспособствовала великолепная мелодия, которая пришла из Испании времен Средневековья. Кроме того, обязательно чтение поминальной молитвы.

Накануне праздника проводится «разделяющая трапеза», по истечении которой до завершения Судного дня необходимо соблюдать строжайший пост. В синагоги приходят все от мала до велика, все заведения закрыты, не работают ни средства массовой информации, ни транспорт. На улочках нет даже частных автомобилей, но при этом много детей, которые вольготно разъезжают на велосипедах.

Традиционно Судный день заканчивается тем, что каждый иудей получает позитивную либо негативную оценку собственных поступков, а уже исходя из этого выносится милостивый либо порицающий приговор. В этот день выясняется, простил ли Высший суд людей.

Особенным, сакральным смыслом наполнена «закрывающая молитва», которую произносят на закате — затем врата милосердия затворяются. Под звуки шофара слышится призыв «В следующем году — в Иерусалиме».

Шофар

Суккот

Празднование Суккота стартует 15-го тишрея и длится 8 дней. В данный период чтут память 40-летнего хождения евреев по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, во времена, когда все проживали в шалашах. А еще этот праздник имеет связь с предписанием Торы особенным образом отмечать дни завершения уборки урожая и полевых работ, в период проведения которых крестьяне поселялись в схожих шалашах. В подобном сооружении было 3 стены, а крышу обязательно устилали пальмовыми ветками, через которые виднелись звезды. Постройка считалась временной, запрещалось оставлять ее до следующего года. Порой для возведения палаток семьи собирались вместе. А если позволяли погодные условия, в течение праздника в шалаше обедали.

Поскольку Суккот совпадает со сбором урожая, на столе непременно были фрукты, овощи и зелень. Подают фаршированные овощи, штрудель, хурму и гранаты.

Во время праздника царит бойкая, задорная атмосфера: приглашают не только родственников и близких, но и малознакомых людей, а в особенности тех, кому нужна моральная поддержка. Иудеи благодарят Господа и восхваляют его за данное им изобилие.

Один из обязательных атрибутов Суккота — 4 вида растений. Когда проходят утренние молитвенные собрания, каждый берет ветку финиковой пальмы, 3 ветки речной ивы, 3 ветки мирта и плод цитруса. Данные растения выступают как символ единства еврейского народа.

Ханука

Ханука — праздник в честь победы добра над злом, истины над приспособленчеством, духовных ценностей над материальными.

Во время восстания в Иудее множество евреев оставили свою веру, прельстившись греческим «просвещением». При этом они старательно сдавали властям предержащим собственных сотоварищей, которые продолжали втайне придерживаться иудаизма.

Восстание, которое начали несколько героев под предводительством братьев Хашмонеев, сделалось общенародным и завершилось освобождением Иерусалима, а также главного Храма от язычников. Евреи освятили Храм и новый жертвенник (слово «ханука» в переводе и значит «освящение»). Во время освобождения нашли только один кувшин масла, оставшегося неоскверненным. Его хватило бы лишь на одну ночь горения Меноры (так называется храмовый светильник). Однако случилось нечто удивительное: Менору поджигали целых 8 дней, пока не приготовили новое масло. В честь данного события ежегодно в течение этих 8 дней иудеи еженощно зажигают светильники у входа в жилище.

Но нужно помнить и о еще одном феномене Хануки: хоть большинство евреев и отдалились от Господа, Хашмонеи сумели одержать как военную, так и духовную победу, вернув собратьев к вере предков.

Эти чудеса тесно связаны. Как среди невероятного количества скверны отыскался кувшин нетронутого масла, так и в сердце каждого еврея, как бы низко он ни пал, теплится вера в Господа. А значит, каждый способен возвратиться на путь истинный.